Про удобства путешествия на машине я рассказывать не будет, это должно быть понятно и так. Ты проникаешься страной путешествия, хозяин своего времени, больше видишь достопримечательностей и обычно сильно экономишь. Это актуально даже для стран, где все рядом, типа Италии, а в случае с Ираном и его огромными расстояниями - и подавно.
Йезд
Недалеко от Шираза
Прокат
С прокатом в стране, к сожалению, не очень хорошо, он плохо развит и, главное, стоит весьма дорого. Не так давно в крупных городах открылись офисы Europcar (правда, непонятно, что будет после восстановления санкций), что значительно упростило решение этого вопроса. Правда иранский офис вообще ни с кем не связан, по факту это как самостоятельное юрлицо и международный сервис на иранский офис Europcar не распространяется. Самая дешевая машина - местной сборки Renault Logan стоит, аж, 66 евро в сутки без страховки, что раза в 3-4 дороже привычных цен. Кроме этого, еще можно добавить сюда страховку и безлимитный километраж, так как положенных 250 км в сутки вам не хватит. А также с вас возьмут 300 евро на случай дорожных штрафов. Причем отдавать их будут втихаря спустя 2 месяца, для меня открывали виртуальную карту в Иордании (комиссия еще 10-15%). Поэтому с этими деньгами можно попрощаться. В итоге самое дешевое авто на 12 дней обошлось мне почти в 1600 долларов, что уже раз в 10 дороже, чем в Европе. Когда я на месте жаловался об этом менеджеру офиса, он ответил просто - нет конкуренции. И действительно, других компаний нет, да и спрос низкий, в парке в столице, Тегеране, всего около 10 машин. Кроме того, техническое обслуживание так себе, машины редко моют. Мою, весьма грязную, отдали сразу, ничего не проверив, хотя я на ней проехал около 4 тысяч километров. Правда, и она меня за это время не подвела ни разу.
Шуштер
Правда, Еврокар не совсем безальтернативен, в Интернете есть упоминания некоторых местных частных сервисов. Цены там несколько ниже и машины сами по себе лучше, но ответственности и гарантий вообще нет. А с залогами на дорожные штрафы часто обманывают. Но будем считать, что это самая большая проблема при передвижении по Ирану на машине.
Последняя альтернатива - это въезд в Иран на своей машине, но это стоит тоже дорого, плюс могут быть сюрпризы на границе.
Безопасность
Она абсолютная, ну, никаких проблем нет. Иран - безопасная страна насколько это возможно в нашем мире. Передвигаться иностранцу на машине можно свободно
В Йезде
В Изе
Вождение местных
Этот пункт вызывается у большинства туристов наибольшее неприятие поездок по Ирану на машине. Априори считается, что иранцы водят ужасно. На самом деле, Иран - это Восток и как и в большинстве стран этой части света, водители привыкли по-своему воспринимать общие правила движения. Однако сказать, что тут полный беспорядок - я не могу. Иранцы, в целом, соблюдают правила и на дорогах достаточно полиции, чтобы за этим следить. Поэтому ситуация вполне нормальная. Единственное, в Тегеране, где очень много машин, с движением могут быть реальные проблемы. Плюс некоторые старые города из-за особенностей своей планировки (так у меня было на улицах старого города в Ширазе, когда из-за праздника были перекрыты обычные дороги). Также в пределах городов много мотоциклов, которые вносят значительную лепту в хаос. Поэтому, если у вас хоть какой-то опыт вождения - этого уже достаточно. Если вы опытный водитель и знаете что такое машина на Востоке - то проблем быть не должно. Если нет, то просто будьте аккуратны.
Исфахан
Шираз
Шираз
Керман
Керман
Раен
Шираз
Сузы
Керманшах
Дороги
Дороги в Иране хорошие, в сельской местности, понятное дело, бывает и грунтовка, но это мало где, в основном дорожное полотно хорошего уровня
В районе Кума
В районе Йезда
Между Ширазом и Керманом
В районе Шираза
В районе Кермана
В районе Фирузабада
Платные дороги
К сожалению, в Иране платные дороги точно есть. С ними я сталкивался два раза - между Эндимешком и Хорремобадом, там много горных туннелей и между Хамаданом и Тегераном. Пользоваться просто - подъехал, заплатил и езжай дальше. Цену проезда уже не помню, по-моему, от 1 до 3 долларов, что не очень дешево, но и не дорого.
Дорожные правила
Все абсолютно стандартно, как в Европе. Знаки все понятные. Внимание можно обратить только на скорость на автомагистралях
На магистрали разрешенная скорость - 120
Вроде, все понятно
Полиция
Полиции в Иране много, но она выполняет общие контролирующие функции. Могут быть блок-посты на въезде в город или рядом с какой-то достопримечательностью. А вот каких-то засад именно дорожных полицейских я видел только однажды на платной трассе между Хамаданом и Тегераном, но постов было несколько. Обычно они двигаются в потоке и, увидев нарушение, могут остановить. За 4000 км меня остановили однажды. Ехал на спуске в горах за грузовиком и решился обогнать, попав прямо на глаза встречной полицейской машины. Однако дело было недалеко от нашей атомной станции в Бушере и, узнав, что я из России, меня сразу отпустили. Все весьма доброжелательно. Еще раз видел пару похожих случаев недалеко от границы с Ираком, там достаточно много машин полиции и они ловят нарушителей на обгоне в неположенном месте.
Пост полиции на встречке
Скорая дежурит на стационарном пункте
Камеры
В городах (не знаю только как в Тегеране) камер нет, на дорогах они очень редки и непонятно, работают ли. Единственное, есть камеры на шоссе, в частности, на трассе №6 от Хамадана до Тегерана. В целом, я их не особо боялся и штрафов у меня не было.
Парковка
С ними в Иране нет проблем. Платных мест нет, ставите просто согласно знакам. Да, машин много, поэтому не везде есть место, но, поставить всегда можно недалеко от зоны высадки. При торговых центрах всегда есть крупные подземные парковки. В Исфахане на ночь встал на городскую платную парковку всего за 1/8 доллара, хотя подозреваю, что это стоило в 10 раз дороже и парковщики просто ошиблись.
А у большинства достопримечательностей и отелей есть свои бесплатные парковки. Так что и тут полный порядок. Но в остальных случаях следите за эвакуаторами.
Исфахан
Йезд
Йезд
Йезд
Повреждения
Когда я брал страховку на машину, то боялся, что если не я поцарапаю прокатное авто, то это сделает кто-то другой. Однако за всю поездку на узкой улице я единожды случайно задел своим зеркалом чужое и без повреждений. Правда, царапины на крыле получил во время ночи стоянки на одной из площадей в Йезде. Скорее всего, какая-то тележка поцарапала
Вот мои царапки
Заправки
Цена бензина в Иране одна - это 10 000 риалов или около 25 центов. На любой заправке действует эта цена. В итоге заправляться удобно, к количеству заправленных литров добавляете 0 и столько платите. Цифры на колонках показаны понятные нам, не арабские (реально арабские). Заправляться можно самому, просто вставляете пистолет в бак и затем оплачиваете столько, сколько налили, парню с большой пачкой денег рядом. Правда, в Иране на заправках меня дважды пытались обмануть. Один раз заправщик всячески пытался выудить у меня лишние 50 тысяч реалов, но ему это не удалось, а во второй раз, недалеко от международного аэропорта в Тегеране мне зачем-то побрызгали в бензобак воском и тоже хотели на этом заработать.
Самих заправок достаточно, даже на длинных и пустынных участках все равно все есть. Сам вид бензина там только один, полагаю, 92-й. Если видите очередь, то она за дизелем, он в дефиците. А еще бывают заправки, где заправляют только газом, они обозначаются "CNG" и там вы просто не увидите колонок. Я пару раз на такие по ошибке заезжал.
Достопримечательности
Как уже говорилось в начале, путешествие по Ирану на машине - это возможность больше увидеть. Здесь большинство достопримечательностей находится не в городах, до них надо ехать и порой много часов, поэтому на машине все это сделать гораздо удобнее. В первую очередь это главные туристические объекты - Персеполь и Пасаргады, Бехистунская надпись, крепости Бам и Раен, памятники Фирузабада и Изе, мосты Лузистана и многое другое.
Мейманд
В районе Мейманд
Смерч у Кермана
В районе Бама
У Персеполя
Гробницы царей в Накше-Рустам
Шираз
В районе Шираза
В районе Фирузабада, на холме сасанидская крепость
В районе Казеруна
В районе Персидского залива
В районе Керманшаха
Навигация
Я использовал карты Google по местной симке. Никаких проблем добраться из точки А в точку Б - не было. Ни разу не плутал (кроме больших городов), это же относительно пустынный край и дороги соединяют основные направления - потеряться сложно
Все названия дубрируются на английском
Достопримечательности по мировой традиции выделены коричневым
Выводы
В дороге по Ирану вам предстоит провести много времени, расстояния там очень большие, в среднем 4-5 часов переезд от одного города в другой. Вокруг почти всегда глиняные пустыни и холмы, однотипно, но в горах появляются сады и луга. И своя машина - это лучше, чем искать и нанимать водителя и бегать по автобусным станциям, из-за чего просто ничего не посмотришь. К тому же никаких препятствий для путешествий по Ирану на машине не существует.
По ссылке можно прочитать все мои описания наиболее интересных объектов в Иране (как добраться, что посмотреть) и особенностей страны
Journal information