think_head (think_head) wrote,
think_head
think_head

Categories:

25 лет непонятно чего

В январе свое 25-летие отмечает Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Дата солидная, но говорит ли она о каких-то серьезных достижениях и широком признании в театральном сообществе? К сожалению, нет. В данном случае 25 лет – это не история успеха, а история деградации.



Создавалась «Золотая маска» в далеком 1994 году под началом председателя Совета Театральных деятелей России, народного артиста СССР Михаила Ульянова. Идея премии изначально была максимально благой – никаких спонсоров, чтобы избежать давления и вкусовщины, кроме того претендентов выдвигали сами артисты и режиссеры и не какой-то узкий кружок, а максимально широкий состав, буквально все, кто хотел. Однако уже в 1997 году разразился первый крупный скандал, когда у театрального сообщества возникли первые вопросы к номинантам и жюри конкурса. К тому времени в кресло председателя СТД РФ и, соответственно, учредителя премии на долгие годы сел Александр Калягин.

1997 год стал переломным, именно в этот год на «Золотой Маске» в Доме актера на Арбате со сцены матерились, выкрикивали нацистские приветствия, рвали российский флаг и анонировали резиновым членом. Тогда все это было чем-то очень новым и по началу кроме смеха ничего не вызывало, но прошли годы и такие перфомансы вдруг неожиданно стали классикой отечественного театрального искусства и все чаще получали не такую уж и заветную «Золотую Маску». Таким образом, просуществовав всего несколько лет, премия из общенациональной скатилась в специфическую и узконаправленную, разделяя театральное сообщество на две неравные половины – немногочисленных но шумных сторонников, которые раздавали и сами же получали премию, и весь остальной театральный мир, который во всем этом просто не участвовал. А ореол скандальности более не оставлял «Золотую Маску» и ни о какой объективности при выборе номинантов больше речи не шло, деньги на премию брали от всех. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.

В 2015 году ситуацию с премией, которую также финансировало и государство в лице Министерства культуры РФ, попытался переломить новый министр культуры России Владимир Мединский. На ведомственном совещании руководство министерства раскритиковало присуждении премии скандальной постановке «Тангейзер» в Новосибирске. Тогда чиновники пригрозили, что если устроители премии и дальше будут покровительствовать творениям с низкой морально-этической оценкой, то государство может прекратить поддерживать «Золотую маску». Тогда и стала наглядно видна та пропасть театрального мира, которую породила премия. В поддержку критики министерства высказались многие именитые режиссеры и актеры, назвав премию «междусобойчиком» и «доходным промыслом». Однако подали голос и те, кто в этой схеме активно участвовал, в сторону Минкультуры РФ посыпались упреки в «травле» искусства и цензуре. А почувствовав свою безнаказанность, эти представители свободной профессии даже позволили себе освистать министра культуры на итоговой церемонии награждения. Также много шума вызвало включение в экспертный совет премии нескольких консервативных экспертов, но сбалансировать конечный состав все равно не удалось, так как на организаторов было оказано давление и с другой стороны - из премии демонстративно самоустранились Серебенников и Богомоловым, которых не устроила перспектива лишиться уже насиженного местечка на скамейке лауреатов. Кроме того, в данной ситуации постоянную поддержку своим протеже в руководстве «Золотой Маски» оказывал председатель СТД Александр Калягин, сначала тайно, а в последние годы все громче и публичнее.

Все это привело к тому, что театральная премия «Золотая Маска» в конец растеряла остатки уважение и признание зрителей и театрального сообщества. На проведение фестиваля и вручение премии тратятся колоссальные деньги – 250 миллионов, из которых только на поездки экспертов премии по стране тратятся 22 миллиона, при этом отобранное ими «искусство» остается непонятым и недоступным большинству зрителей. На Западе, который активно поддерживает российский либерально-радикальный театр, постановки, получившие «Золотую Маску» также, почему-то, остаются невостребованными. За рубежом неизменной популярностью пользуются только классические постановки и выступления балетных труп. Тогда для кого создаются спектакли – обладатели театральной премии? И что ценного они в себе несут?

Понятное дело, что о какой-то нравственности и традициях в «Золотой Маске» говорить не приходится. Даже в весьма дипломатичном поздравлении от имени президента говорится не об устоях, истории, развитии культуры и тд, а об «амбициозных и смелых замыслах», таким образом подчеркивается суть «Золотой Маски», которую интересуют практически только новые формы и содержание, далекое от понимания подавляющей массой россиян.

Но Минкультуры России нашло способ, как достойно ответить на это форменное безобразие. В октябре 2018 руководство министерства уведомило устроителей премии, что ведомство выходит из числа ее учредителей, так как не хочет участвовать в однобоком присуждении премии, выдаваемой в интересах узкой группы лиц. Правда, в ответной реакции дирекции премии «Золотая Маска» больше прослеживался другой вопрос – финансовый. Министерство культуры РФ вышло из числа соучредителей, однако это не влечет за собой автоматический отказ в финансировании.
Поэтому историю с псевдопремией можно легко остановить, достаточно только перевести фестиваль на самоокупаемость и отлучить от государственной казны. Тут сразу и станет ясно чего стоит «актуальное искусство» на самом деле – готов ли зритель платить за это рублем и поддерживать общенациональную премию или это действительно «междусобойчик», организаторов которого интересуют только деньги и продвижение чуждого русской культуре действа, называемого современной культурой.

Tags: культура, разное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo think_head january 20, 19:21 14
Buy for 30 tokens
Пришло время подвести итоги за минувший год и отметить лучшие бизнес-ланчи Москвы, которые я весь прошлый год оценивал по таким критериям как цена, качество еды, вкус, обслуживание и интерьер. В итоге за 2019 год мне удалось посетить и полноценно опробовать меню в 27 заведениях Москвы. Среди них…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments