think_head (think_head) wrote,
think_head
think_head

Category:

Элефсис - самый мистический древний город в Греции

Совсем рядом с Афинами лежат руины древнего священного города, который являлся центром культа греческих богинь Деметры и Персефоны. Именно здесь проходили, так называемые, Элефсинские мистерии. А сам город называется Элефсис, хотя нам больше известен как Элефсин. Именно туда мы сейчас и отправимся.



Город на месте современного города с таким же названием появился еще в бронзовый век, то есть, 3-4 тысячи лет назад. Сам Элефсин - это древнегреческий герой, сын бога Гермеса (бог торговли) и дочери титана Океана. Убит Деметрой после того, как подсматривал за ней. Кроме того, из Элефсина происходил другой герой - Зарекс. Также здесь дочь местного царя Алопа была превращена Посейдоном в источник. Из реальных исторических личностей здесь родился греческий драматург Эсхил.

Что касается культа Деметры и Персефоны, то это мать и дочь. Деметра считалась покровительницей земледелия и всего живого. Персефона - ее дочь, которую похитил Аид и сделал своей женой. Сами Элефсинские мистерии - это обряд инициации посвященных, которым мог быть любой желающий, единственное, он не должен был иметь неоплаченного кровавого долга (убийства, за которое он не понес наказание), а также знать греческий язык. Эти обряды происходили в сентябре и были посвящены поискам Деметры своей дочери, возвращению Персефоны и договором с Аидом о временном нахождении Персефоны в Царстве мертвых. В ходе этого мероприятия посвященные в течение 9 дней двигались по Священному пути из Афин в Элевсис. В Элевсис участники мистерий могу увидеть в главном храме реликвии культа. Но обрядовая часть сохранялась в тайне, что и дало название "мистерия". Этот культ и мистерии просуществовали около 2000 лет до 392 года, когда византийский император Феодосий I запретил языческие культы.


Картина Г.Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине"

В VII веке до н.э. после поражения в войне город стал частью Афинского государства, хотя, благодаря своей сакральной важности, сохранил статус полиса и продолжал чеканить собственные монеты. В 484 году до н.э. храм Деметры сожгли персы, но затем афиняне восстановили. Во времена Рима город также процветал, так как мистерии были популярны у римской знати. Правда, в 170 году храм сожгли. Но по приказу императора Антония Пия (либо Марка Аврелия) вновь восстановили. В 396 году Элефсин разрушили готы Алариха. После этого в течение следующей 1000 лет на месте древнего города была скромная деревенька.

Элефсис находится на берегу Элефсинского залива в 20 км на северо-запад от центра Афин, от окраин греческой столицы и того меньше. Работает археологическая зона с 8 до 20.00 (наверняка только в теплое время года). Цена прохода 6 евро, для студентов и пенсионеров - 3 евро. Для студентов ЕС - бесплатно.

Сам древней Элефсис небольшой, но при этом достаточно плохо сохранившийся. С одной стороны, здесь видны только бесформенные руины, из которых что-то сложно разобрать. Не видно колонн храмов, театра, триумфальных арок и других узнаваемых объектов. С другой стороны, если начать читать указатели и смотреть схемы, но быстро начинаешь понимать как это все выглядело и насколько было красиво.















Вот, например, карта здешних руин - полное смешение эпох


Схема руин Элевсиса

А вот реконструкция города из местного музея - и сразу все понятно


Реконструкция Элевсиса

Изначально мы попадаем в большой двор у стен города. Это римский двор, строительство которого начал император Адриан, а закончил Марк Аврелий. Здесь находилось несколько храмов, несколько арок, фонтан, колодец и другие объекты. Именно это главный вход в город, где заканчивалась Священная дорога из Афин


Римский двор


Северная часть Элевсиса с римским двором


План двора

Справа от входа находился небольшой храм в честь Артемиды (дочь Деметры и Посейдона) и самого Посейдона, построенный во II веке нашей эры


Основание храма






Рядом с храмом было место, где на вертеле жарилось священное мясо в честь богов, в окружении нескольких статуй и алтарей.

За храмом в дальнем правом углу двора находилась одна из двух арок, но от нее почти ничего не осталось


Реконструкция арки


Остатки арки

За аркой можно встретить еще множество руин конца I тысячелетия до н.э. - начала новой эры, но это, скорее всего, жилые дома, а точнее жилье жрецов и служителей святилища. А вот в центре двора находится самое большое строение - Большая Пропилея - один из двух входов на территорию святилища


Основание Большой Пропилеи

Слева от Большой Пропилеи находился священный колодец VI века постройки. Он заменил более старый колодец, расположенный ближе к храму. Считается, что из него пила Деметра, когда искала свою дочь. С этим колодцем также связана обрядовая часть, в ходе которой жрицы танцевали вокруг него.


Священный колодец, который был у ворот святилища еще до персов

За Большой Пропилеей, буквально через 10 метров, находилась Малая Пропилея, построенная римлянами в 54 году до н.э. на месте старых северных ворот


Остатки Малой Пропилеи


Реконструкция входа на территорию Храма Деметры


На плитах видны следы от ворот

Сзади эти ворота выглядели чуть иначе



Слева от ворот находился один из двух силосов - хранилища первых фруктов, которые дала Деметра с новым урожаем. Построен он в V веке до н.э.


Силос, хранилище



Однако сейчас мы не пойдем к храму через Малую Пропилею, а выйдем за стены города, через северо-восточную арку, она полностью повторяет арку на другой стороне площади


Справа от этого входа находился фонтан


Реконструкция арки



Мы выходим за ворота и двигаемся вдоль стен, они достаточно неплохо сохранились, не только стены, но и башни






Башня

Но будьте внимательны, на этом пути за вами могут следить, как следил герой Элевсин за Деметрой





Слева от стен можно увидеть множество руин оснований зданий, это  жилые кварталы и гостиницы для паломников, но они заросли травой. Кроме того, тут находились римские бани


Здесь к стене примыкал римский фонтан, в котором могли напиться паломники. Вода поступала сюда из расположенных рядом цистерн

И вот мы дошли до юго-восточной оконечности города, здесь находились южные ворота. Эта самая свежая часть стены - IV века до нашей эры, ранее территория храма заканчивалась гораздо раньше.


Справа от круглой башни IV века постройки вдоль стены находились цистерны с водой



Напротив Южных ворот видны остатки нескольких зданий, среди них храм и гимназий


Остатки Гимназия (тренировочный зал)


Митрион - святилище персидского бога солнца Митры, которому поклонялись некоторые римские солдаты




Южная оконечность города


Южные ворота, где заканчивалась дорога из порта. Здесь вход охраняла квадратная башня



Сразу после входа на священную территорию вдоль восточной стены видны огромные резервуары - это остатки Стои архитектора Филона (крытой галереи), которую построили в IV веке до нашей эры. Кроме того над ней также находились Булевтерион - городской совет.


Стены



Главное в этой части Элевсиса - огромное здание - Храм Деметры, называемое также Телестерион



Это был самый большой храм в Греции, построенный в IV веке до н.э. после разрушения его предшественника персами. Он имел квадратную форму, единственное внутреннее помещение представляло из себя колонный зал (гипостиль) 7 на 6 колонн, вдоль стен которого находилось подобие трибун, в центре располагался трон верховного жреца, где он и показывал мистерии посвященным. У храма было 6 входов, по два с трех сторон, кроме западной. Предшественник этого храма, который сожгли персы, был в раза 3 меньше и прямоугольной формы.




Часть основания храма вырезана в скале


Храм Деметры


Данные подвалы - это остатки более старых зданий на месте храма. Археологи нашли здесь основания зданий (храмов) еще 3 эпох, предшествовавших появлению храма в V веке






Колонный зал (7 рядов по 6 колонн) с трибунами, именно здесь сидели зрители Элевсинских мистерий


Лестница сбоку от храма

С севера к Храму Деметры примыкал небольшой римский храм в честь жены императора Адриана - Сабины. Хотя, так как от храма ничего не осталось, то также рассматривается версия, что тут была сокровищница Храма Деметры


Храм Сабины или сокровищница

Рядом с Храмом Сабины находились еще два храма также Римского периода


Храм Фаустины


Слева от этой лестницы находился третий храм - Гекаты, богини лунного света и преисподней.

Чуть ниже по холму находился 4-й храм ней был расположен крохотный храм Плутона (римский аналог Аида), а за ним, как считалось, и находился вход в Подземное царство, куда уходила и откуда возвращалась Персефона. Подробнее об этом месте я рассказывал тут. Несмотря на название, это самый старый сохранившийся храм в Элевсине. До разрушения персами внутри стен было всего два здания - два храма - Деметры и Плутона (Аида)




Храм Плутона

Над храмом Деметры находился Акрополь (вершина холма), но на нем в наш период ничего не было, возможно, что гораздо раньше здесь что-то и располагалось. А на террасе над храмом, где сейчас находится небольшая греческая часовенька, раньше находился римский храм в честь Фаустины, жены императора Антония Пия










Внутри часовни


Вид на римский двор


Вид на остатки храма Деметры

Между стеной и храмом Деметры видны еще какие-то развалины, здесь произошло большое наслоение разных эпох, но главное, что тут сохранилось несколько участков стены, построенной в конце II тысячелетия до н.э., то есть, за 6 веков до строительства нынешнего храма






Колонны левее - остатки Силоса - хранилища первого урожая фруктов, который дарила Деметра людям. Он прилегал к стене и был построен в IV веке


Стены первого Священного колодца из которого Деметра утолила жажду, когда искала свою дочь

Все глиняные участки - это стены святилища XI-VII вв. до н.э.




Слева и сзади каменные стены VI века (до персов)


Остатки стен VI века до н.э.

Как уже было сказано, у Элефсиса есть своей небольшой археологический музей. Он находится на территории на холме над города. В музеи есть несколько весьма интересных экспонатов




Барельеф, украшавший храм


Керамика VI века до нашей эры


Вазы второй половины II тысячелетия до нашей эры


Статуя Посейдону из святилища Посейдона


Закладная плита к Стое IV века


Скульптура Афины, рождающейся из цветка. Римский период


Сатир римского периода

Среди экспонатов музея есть несколько весьма интересных объектов



Погребальная урна середины VII века до н.э., на горлышке ее нарисовано ослепление циклопа Полифена, которое сотворил Одиссей и члены его команды. А ниже Персей обезглавливает Медузу



А вот, например, бронзовый сосуд с непонятным содержанием



Это остатки льняной ткани с западного кладбища Элефсиса



А вот поросенок, которого приносили в жертву в ходе Элевсинских мистерий. Подношение Римского периода



Мраморное подношение для выдавливания оливкового масла римского периода



Сама статуя Персефоны, являвшаяся капителью колонны, находящейся на выходе у Малой Пропилеи



Во дворе музея сохранился прекрасный саркофаг



У подножия холма (Акрополя) с этой стороны находился стадион и кладбище, а сейчас видны только остатки здания Римского периода. Кроме того, за музеем, дальше на Запад, буквально через 20 метров можно увидеть руины - это самая древняя часть холма, датируемая серединой II тысячелетия до нашей эры



Отсюда открываются прекрасные виды на Элефсинский залив и остров Саламин, а за узким проливом уже находится Пирей - порт Афин


В заливе видно множество кораблей. Эта территория - главная судоходная артерия всей Греции


Слева берег Аттики, справа берега острова Саламин


Tags: Греция, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

promo think_head february 1, 18:07 25
Buy for 30 tokens
Третий год подряд я активно делаю обзоры бизнес-ланчей столицы, а число мест, где обеды мной уже опробованы, перевалило за сотню. Как и раньше, денег за свои обзоры я не беру и не вымогаю, с владельцами заведений ни о чем не договариваюсь, поэтому все максимально объективно. Сейчас по прошествии…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments