Данная черная церковь появилась в этом месте в начале XIII века, 1242 годом датирует руническая надпись, сообщающая об освящении храма в честь Девы Марии. Храм имеет каменное основание, к которому крепились шпалы, из которых в свою очередь исходят деревянные столбы (каркас), на них уже держится вся остальная конструкция. При строительстве использовались только деревянные гвозди. Снаружи для долговечности храм покрыт дёгтем, что и придает ему черный цвет. До 1537 года церковь была католической, а после стала лютеранской. 1667-1668 годами датируется роспись алтаря и стен храма, сохранившаяся до наших дней. За свою историю церковь неоднократно перестраивалась. До 1850 года у нее были колокола, которые после повесили отдельно. В середине прошлого века при реставрации храму вернули максимально первоначальный вид. Сейчас 25-30% используемого дерева - это оригинал XIII века, за столько времени брус не потерял своих свойств. К XIX веку в Норвегии сохранилось до 1200 таких церквей, но затем повсеместно их стали заменять современными каменными, в результате чего таких произведений зодчества осталось всего несколько десятков. И Ставкирка в Хеддале самая крупная из сохранившихся.
Находится наша церковь, примерно, в 50 км западнее Осло. Работает как музей каждый день с 5 мая по 20 сентября с 10 до 17.00. По воскресениям тут утром проходит служба, поэтому открывается с 12.15. По субботам здесь возможно проведение свадеб, ради чего церковь может быть закрыта на час. Цена полного билета - 80 крон (580 рублей). Билетом служит наклейка, которую можно использовать несколько раз.
Восточная сторона храма
Южная сторона церкви
Западная сторона с главным входом
Северная сторона храма
Помимо крестов крышу украшают и драконы
Главный зал
Алтарь
Стул 1200 года, а слева стул и баптистерий, вырезанные в 1850 году из двух оригинальных колонн церкви
Росписи XVII века, но в церкви сохранились остатки и первоначальных изображений
Своды церкви. Здесь хорошо видны колонны-мачты, являющиеся каркасом всей церкви
Вот такие тут узкие двери
Основной зал церкви со всех сторон окружает галерея (придел), шириной в 1.5-3 метра
Галерея вокруг алтаря
В основной зал можно попасть через 4 двери (портала). Главный сейчас портал - западный. Но в Средние века все обстояло иначе. Мужчины входили через южный вход, женщины - через северный, а западный использовался для того, чтобы внести в храм ребенка для крещения. Викинги-христиане считали, что некрещенные дети уязвимы перед дьяволом, поэтому их следует вносить согласно главе 11 стиху 10 книги пророка Осии: Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада. Чтобы усилить значение западных ворот в храм портал был украшен особенно сильным орнаментом из роя змеев и дракона (Через дьявола дьявол будет изгнан)
Западный портал
Помимо защитного орнамента, на обоих столбах портала вырезаны фигуры. Слева лев, символизирующий Христа, он стоит над фантастическим существом - воплощением дьявола. Справа дерутся два медведя, они символизируют охрану этого портала, дьявол здесь не пройдет, мишки его остановят
На южной стороне существует сразу два портала, один для мужчин, а один для священника
Южный, мужской портал
Южный портал также охраняют змеи и драконы, так как считалось, что за этой дверью Царствие Божье и ничто злое не должно внутрь проникнуть. На вершине столбов тут изображена душа, слева загубленная душа, выглядывающая из пасти монстра, а справа - свободная и улыбающаяся душа. При этом дверь специально открывается с той стороны, где сидит чистая душа. Это означает, что в Рай попадает только чистая душа.
Украшение южного портала
Следом в хорах уже вход для священника и клириков
Вход для священника
Эти ворота были украшены богаче всего и имеют явные отсылки к Библии. Слева преобладает тема проклятия и осуждения, а справа спасения. И дверь, как вы понимаете, открывается в сторону спасения. Cлева на колонне изображен лжепророк, дьявол и чудовище, которых щекочет пламя адского огня. Это отсылка к Откровению Иоанна Богослова глава 20 стих 10 (а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков). Тут напоминание к священникам, что они должны нести Слово Божье истинное и не быть теми самыми лжепророками.
На правой колонне священник, награжденный короной (венцом). У его ног побежденный дракон. На его спине некий зверь, но его помогает отодрать ангел с тремя крыльями. Послание от Иоакова 1:12 - Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его
Последняя дверь - с северной стороны церкви, через него в храм входили женщины
Женский, северный портал
Украшение этого портала более спокойное. Вокруг дверного проема растительный орнамент. Слева на колонне два дьявольских дракона дерутся за кусок золота. Справа драконы также бьются за золото, но над ними сидит человек, готовый слушать Слово Божье, именно он войдет внутрь и оставит борьбу сил дьявола за порогом
Украшение женского портала
В досках видны деревянные шипы - это деревянные гвозди, на которых держится деревянная черепица
Каменный пол
Так как церковь действующая, вокруг нее продолжают хоронить людей
Через дорогу от церкви находится старый амбар, где расположены кассы, кафе и сувенирный магазин, а также небольшая колокольня
Амбар
Именно в эту колокольню в XIX веке были перенесены колокола церкви. Самый старый их них отлит в Амстердаме в 1647 году
Так как церковь деревянная и есть риск потерять ее из-за пожара, вблизи храма постоянно дежурит пожарная машина
Journal information