Я помню прекрасно то время, когда Промсвязьбанк братьев Ананьевых столкнулся с проблемами. Я как раз был среди его клиентов, и тут вдруг обвинения в недостаточности резервов, а затем и тотальный вывод капиталов за рубеж. Банк отправили на временное внешнее управление, после чего новое руководство решило - стоит его спасать или нет. Тогда в декабре 2017 отделения были забиты клиентами, которые старались поскорее забрать свои активы из проблемного банка. Люди в панике снимали с карт все деньги, чтобы в одночасье их не лишиться. Однако ажиотаж удалось быстро погасить, буквально через пару дней в правительстве заговорили, что банк является системно значимым и его необходимо сохранить. Банку структурно и финансово помогло государство, и Промсвязьбанк перешел под опеку финансовой корпорации ВЭБ.РФ, работающей с подобными проблемными активами. Была разработана и принята программа развития, которая спасла банк от банкротства. Уже через пару месяцев, когда я вновь зашел в отделение, там все было спокойно и хорошо. Теперь Промсвязьбанк был тесно связан с Армией России, участвуя в ее финансовых и социальных программах. Никаких рисков более не ощущалось, и Промсвязьбанк встал в линейку тех банков, за надежность которых отвечало государство.
Однако банк - это не бюджетное предприятие и не социальное, а коммерческое предприятие, его главная задача - приносить прибыль. И было бы крайне необдуманно, если бы новый государственный банк просто получал бы помощь от ВЭБ.РФ и на том бы держался на плаву. Сейчас при новом руководстве финансовой корпорации бездумное вливание денег, Слава Богу, не происходит. Чтобы усилить новый банк, его объединили с более мелкими государственными банками. На днях состоялось присоединение к Промсвязьбанку Связь-банка. Возможно вы о нем даже не слышал, но это "карманный" банк Минкомсвязи, тоже государственный актив. В конце 2018 года он слился с санируемым банком Глобэкс, а в мае 2020 сам стал частью Промсвязьбанка. И этот прирост банком из топ-35 сильно повышает активы и живучесть нового Просвязьбанка. На мой взгляд, абсолютно правильное решение. Вместо того, чтобы возиться с десятком слабых банков, следить как они развиваются и куда тратят деньги, легче объединить множество подобных активов в один, который и контролировать легче, а размер активов делает его более устойчивым во время финансовых штормов.
Однако я еще также очень надеюсь, что помимо сильного финансового института из десятки лидеров банковского сектора, Промсвязьбанк еще и станет, наконец, клиентоориентированным. Помогает же глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов с финансовой стратегией государственному активу, может и менеджментом наведут порядок? Говорю об этом как клиент, который уже почти год игнорируется всеми службами Промсвязьбанка после того сам же банк во взаиморасчетов наделал ошибок.
Journal information