
В этом месте горы достигают высоты в 1600 метров и добираться через них достаточно сложно и неудобно. Поэтому в 1995 году началось строительство тоннеля, длившееся 5 лет. Проект обошелся в 120 млн евро, и его открывал сам король Норвегии. По длине у Лердальского тоннеля конкурентов нет, на втором месте находится Готардский тоннель в Швейцарии, который меньше на целую треть - на 8 км.
Начинается (или заканчивается) этот тоннель у Аурландс-фьорд у городков Аурландсваген и более знаменитого Флома, все это недалеко от Бергена. Если вы, как и я, подниметесь на смотровую площадку Стегастеин, то тоннель окажется у вас за спинной в глубине горы.

Вид на городок Аурландсваген, где и находится въезд в тоннель
Обычно тоннели выглядят так:

Однако создатели Лердальского тоннеля понимали, что ехать 40 минут глубоко под горой в полной серости - ранимая психика норвежцев может не выдержать, а то еще и приступ клаустрофобии проявится, поэтому тоннели раскрасили разными цветами, в основным, кобальтовым синим

Помимо этого в тоннеле предусмотрены карманы и целые гроты, где можно остановиться и отдохнуть. Всего их 18 на всем протяжении, то есть, почти каждый километр.



Порой вглубь горы уходят еще какие-то тоннели, а может это зона коммуникаций...
По тоннелю можно действительно достаточно долго ехать, например, мы попали на реверсивное движение и двигались в потоке, пока встречное направление пропускало нас


Мужичок ждет команды по рации, чтобы остановить движение

Караваны машин сопровождают Follow Me cars, типа тех, что регулируют движение на взлетно-посадочных полосах


Каждый километр стоит знак, который показывает, где ты находишься: сколько километров впереди и сколько позади. Как вы догадываетесь, навигация внутри горы не работает и, если не знать длину тоннеля, то можно здорово понервничать

Никак не мог поймать знак в фокусе. 10 километров вперед, 15 километров - назад
И последнее, меры безопасности в тоннеле очень высокие, телефоны SOS и огнетушители располагаются каждые несколько сотен метров. Кроме того это единственный тоннель, где воздух, постпающийц через вентиляцию еще и очищают

Самый длинный тоннель в мире - это, конечно, интересно, но по Норвегии лучше ехать по поверхности, чем под землей, чтобы не пропустить местные красоты. Однако альтернативы тоннелю нет, если объезжать его по дороге номер 50, то это крюк в километров 250..,то есть, часа 4 езды. Есть еще, правда вариант - горная дорога Fv243, что ведет от площадки Стегастейн, это около 40 км и около часа времени в пути. Состояние дороги хорошее, широкая - однополосная, проходит через горное плато.
Journal information