
Монастырь на озере Лахер-зе (что с латыни и с немецкого просто "озеро") был построен по приказу пфальцграфа Генриха Лаахского, который незадолго до смерти задумался о своих грехах и отсутствии наследников. Вот его обет:
«Во имя святой неразделённой Троицы. Я, Генрих, Божьей милостью пфальцграф Рейнский и господин фон Лаах… сообщаю: поскольку я бездетен, при согласии и участии моей супруги Адельхайд ради спасения моей души и достижения вечной жизни я основал на унаследованных от отца землях, именно в Лаах, во славу святой Богоматери Марии и святого Николая монастырь, как место проживания для тех, кто следует монастырскому уставу. В присутствии и по свидетельству господина Хайльберта, досточтимого архиепископа Трирского, я приготовил монастырю вместе с тем дар из своих имений…»
Строительство началось в 1093 году, но через два года пфальцграф умер, строительство продолжила его супруга. Но и ее не стало спустя 5 лет, причем умерла она по дороге в Рим и, судя по всему, была захоронена далеко отсюда. Несколько лет спустя их дело продолжил приемный сын Генриха и родной для его супруги Адельгейды Веймар-Орламюндеской. И, судя по всему, в 1127 году строительство было в основном завершено, хотя отдельный части продолжали достраиваться еще около 100 лет. Монастырь был посвящен Деве Марии (отсюда официальное название "Аббатство Марии Лаах") и Николаю Чудотворцу. Первые монахи-строители пришли из монастыря под Триром. Затем здесь были монахи из Брабанта, из монастыря Аффлигем, которому Лаахский монастырь был передан в качестве приората (дочерний монастырь). Но уже в 1138 году монастырь стал самостоятельным. В середине XIII века аббатство частично перестроили в готическом стиле. XIV-XV вв стали периодом расцвета монастыря. В XVI веке Лаахский монастырь являлся одним из центром гуманизма, чему способствовала богатая библиотека аббатства. В XVII-XVIII вв. собор монастыря получает барочный черты. В 1802 году Франция, захватившая эти территории, объявила о секуляризации монастыря. От этих событий умер последний, 41 настоятель монастыря. Тогда же в некогда богатейшем аббатстве осталось всего 17 монахов. Сам же монастырь, по замыслам французов, должен был стать тюрьмой. В 1820 году монастырь с озером и соседними земельными угодьями приобрел чиновник из Трира. В 1863 году бывший монастырь выкупили иезуиты, устроившие там типографию и школу, в 1892 году они вернули монастырь Бенедиктинскому ордеру. Монастырь принял настоятель аббатства Бойрон и заново освятил собор в честь Девы Марии. Интерьер собора при этом был основательно обновлен. В 1926 году собор получил от Папы Римского статус Малой базилики. В 1933-34 году тут скрывался от нацистов в качестве монаха будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. В 1950-е годы в соборе аббатства прошла реставрация, убравшая следы многих перестроек после изначальной. Таким образом, собору монастыря во многом удалось сохранить свои изначальные черты. В наше время монастырь действующий.
Я прибыл туда уже после заката, в соборе монастыря никого не было, но доступ был открыт


Здание, где монахи живут, оно вполне современное

Источник, именно около него и был основан монастырь

Собор монастыря
Собор построен в узнаваемом романском стиле, но в его архитектуре есть одна необычная деталь - парадиз (портал-нартекс) или колонная галерея с внутренним двориком на входе



Львиный фонтан

Один из двух входов в собор

Как и положено в романской архитектуре, капителями колонн служат диковинные лица и разные создания







Входим внутрь...

На входе сразу виден саркофаг основателя монастыря - пфальцграфа Генриха Лаахского


Внутреннее убранство собора, несмотря на то, что храму уже больше 900 лет, выглядит на удивление свежим, старинных деталей, помимо самих стен, не так много. Это несколько надгробий и фресок



Святой Христофор



В остальном же декор относительно современный

Cтатуя Бенедикта Нурского (1939 год) - основатель монашества и одноименного ордена в Европе


Реликварий, в котором хранится частичка креста Господня, подаренная в 1230 году монастырю. По праздникам дверцы открываются, а там Святая Елена и Константин Великий держат кусочки креста

Основной алтарь и алтари в боковые приделах созданы под патронажем кайзера Вильгельма II, он же распорядился о создании мозаик по примеру собора Монреале


Алтарный неф. Киворий или балдахин до 1947 года находился над могилой основателя монастыря в западной апсиде. Две его передние колонны сделаны из мрамора римского акведука
В храме есть два боковых придела с алтарями, украшенные мозаикой

Правый придел

Левый придел



Journal information