
Собор в честь Девы Марии Престольной был заложен в XII веке и отстроен в романско-готическом стиле. Однако всего век спустя после завершения строительства, в 1513 году, город настолько вырос, что Фердинанд II Арагонский решил, что имеющийся собор слишком мал и недостаточно хорош, и было решено построить новый собор. И почти всегда в таком случае старый собор сносился, а на его месте создавался новый. Но этого не произошло, более того, новый собор был построен не в другом месте, а впритирку со старым, стена к стене, и даже был сделан переход между соборами. Более того, и хотя готический стиль уже особо не практиковался, новый собор сохранил многие черты этого стиля, чтобы гармонировать со старым зданием. А все потому, что пока шло строительство нового храма (более двух веков) нужно было где-то проводить службы. Главными архитекторами Нового собора были Хуан Гиль де Онтаньон, а затем его сын - Родриго Гиль де Онтаньон. В XVII веке работы были приостановлены и возобновились лишь через 100 лет под руководством знаменитых архитекторов - братьев Чурригера. В XVIII веке новый собор был закончат и освящен. Официальная дата 1733 год. Да, раньше соборы строили долго.

Новый собор с площади Пласа-де-Анайя
Сейчас северная сторона собора стала лицевой, хотя изначально на месте нынешней площади Пласа-де-Анайя были дома и эта сторона была закрыта от обзора. Но в 1812 году французы разрушили эти дома, что и создало новый облик храма


У Нового собора есть одна очень интересная архитектурная деталь, точнее их две. В 1992 году шла реставрация собора и резчик по камню в резных орнаментах одного из порталов добавил кое-что от себя: фавна с мороженным и космонавта. Считается, что это было частью традиции с каждой новой эпохой при внесении изменений добавлять что-то новое

Справа посредине Фавн с мороженным

Космонавт. Правда он немного пострадал, вандалы оторвали ему руку, пришлось приделать новую, которая, к сожалению, слишком заметна


Главный портал

Фасад собора
К фасаду Старого собора впоследствии была пристроена колокольня, основательно загородившая храм

Колокольня собора, отделившая два собора
А вот за колокольней виден и старый собор. Его две башни на фасаде (одна из которых превращена в колокольню) были построены специально, чтобы храм сочетал в себе и оборонительную функцию - Саламанка в то время была пограничным городом

Старый собор

Купола Старого и Нового соборов
А мы заходим внутрь Нового собора










Единственным, что сохранилось из числа работ братьев Чурригера - это резные сидения в хорах, сделанные из орехового дерева.




Вдоль стен Нового собора еще множество небольших часовен





Часовня Святого Якова и Святой Терезы первой половины XVII века
В алтаре в реликварии сохранилась чья-то правая рука


Золотая часовня или часовня всех святых начала XVI

Название часовне дали 110 позолоченных статуй святых, пророков и ангелов, размещенных на стенах часовни
В конце Нового собора находится дверь, которая ведет нас в собор Старый

Переход из Нового в Старый собор
И вот он Старый собор, он гораздо более строгий и не так богато украшен, но какое величие



На капителях колонн и других элементов по романской традиции много разных фигурок и мордочек

Уникальный для своего времени купол собора - Торре дель Галло

Алтарь
Алтарь Старого собора не совсем обычный, здесь расположены 53 картины итальянского художника Делло Делли и его братьев, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а над ними фреска с изображением Страшного суда. На этой картине изображен Иисус, разделяющий праведников и грешников. Среди грешников изображен местный епископ и Папа Римский.

В центре деревянная скульптура Марии с младенцем в бронзе, покровительница города. Создана в XII веке по византийскому образцу и перенесена сюда из разрушенного монастыря
В боковой апсиде можно найти несколько красивых резных саркофагов со старинной росписью стен

Правый трансепт


Остатки левой апсиды, обрезанной стеной Нового собора
Вдоль стен Старого собора сохранилось еще несколько часовен, гробниц и старинной росписи стен








Музыкальная замена органу
В башне под колокольней сохранилась небольшая часовня - часовня Сан-Мартин или Масляная часовня. Считается, что это то, что осталось от еще более ранней церкви, посвященной этому святому


Гробница епископа Родриго Диаса 1339 г.
На одной из стен часовни была обнаружена старинная фреска, на которой изображен Святой Мартин Турский, который делит свой плащ, чтобы поделиться им с нищим

При Старом соборе от разрушенного Лиссабонским землетрясением 1755 года монастыря сохранился клуатр с множеством небольших часовен











Часовня Сан-Батоломе, где в центре захоронен Диего де Анайя, один из влиятельнейших людей первой половины XV века







Флаг коммунерос XVI века



Среди часовен есть часовня Санта-Барбара (Святой Варвары), с которой связана одна очень интересная еще средневековая традиция. Так как Саламанка университетский город, то эта часовня использовалась для сдачи экзаменов - желающие получить степень бакалавра или доктора проводили запертыми всю ночь в этой часовне, сидя за диссертацией на стуле, который виден на фото ниже (опираясь ногами в каменные ступни надгробия епископа Лусеро). Утром к ним приходила профессура и на лавочках проходила защита. В случае успеха студент выходил через главный портала собора, где его уже ждали друзья, а его однокурсники писали на стене Victoria (победа) и имя нового ученого. Если экзамен сдан не был, то студент выходил через небольшую дверь - Пуэрта де лос каррос, где его никто не ждал.

Часовня Санта-Барбара с гробницей епископа Хуана Лусеро
Есть тут и небольшой музей, расположенный в помещении капитулов монастыря (место, где заседал совет монастыря)




Фигурка-ларец Девы Марии. Дерево, мрамор. XIII век

Флюгер

Вид на собор со старого римского моста через реку Тормес


Journal information