think_head (think_head) wrote,
think_head
think_head

Categories:

Поездка на машине по Турции. Как это выглядит

Турция достаточно протяженная странна и если у вас нет планов только лежать на пляжах Антальи или гулять по улицам Стамбула, то вам нужен автомобиль. Можно, конечно, купить экскурсию или взять такси, но это точно не про бюджетный и не про комфортный отдых. А интересных мест в Турции столько, что и за всю жизнь можно не объехать. Поэтому рассказываю как это путешествовать по Турции на машине.


Безопасность на дорогах Турции

Для многих, кто не путешествует по 5 раз за год, Турция кажется достаточно сложной восточной страной, где на дорогах царит хаос, местные рулят как хотят, а выезжая утром из отеля, можно не вернуться обратно. Тут можно сразу успокоить - Турция в плане автомобильного транспорта вполне цивилизованная страна. Ездить можно везде, хоть в районе курортов, хотя на границе с Сирией, хоть на Кавказе. Участники движения вполне дружелюбны, на вставших у обочины никто не нападает, стрельбы в воздух у свадебных картежей нет, камнями проезжающие машины не забрасывают. Риска проблем, на мой взгляд, почти не существует. Кое-где, встречаются блокпосты и иногда могут проверить паспорта, в остальном полная свобода и безопасность.


Неактивный блокпост вблизи границы с Сирией


Ленивый блокпост


Автобус с маршрутом в 1000 км

Прокат авто в Турции

В Турции нет проблем с арендой авто, на выбор представлены все крупнейшие компании и существует множество турецких сервисов. Условия как и везде, а ситуаций, что машин нет, как это бывает в сезон в ряде стран, практически не встречаются. При этом пользоваться услугами турецких прокатных компаний гораздо выгоднее. Например, в первую свою аренду авто у компании Budget я платил около 66 евро за день проката, а сейчас плачу уже не больше 25. Доверяю в этом плане компании Cizgi. У них офисы во всех крупных городах, цены от 15 евро, нет залогов, франшиз, предоплат и прочих неудобств. Машины, правда, иногда бывают совсем старыми в плане пробега, но бывают и совсем новые.


Прокатные конторы в аэропорту Антальи

Помимо аэропортов и центральных площадей городов, прокатчики часто стоят у крупных отелей. Конечно, это будет скорее частник и цена будет высокой, но максимально удобно.

Дороги в Турции

Дороги в Турции хорошие, лучше российских или украинских - это точно. Средняя оценка 7 баллов из 10. Порой на трассах, где много фур дорожное полотно может быть несколько неровным, однако подвеску и колесо потерять вам там не грозит. В сельской местности и в горах уровень плотна может быть немного хуже, но даже если это щебенка и грунтовка, они будут нормального качества. Влезть в грязевую колею и забуксовать вам не грозит. Поэтому наслаждайтесь поездкой


В горах провинции Адьяман


Вдоль средиземноморского побережья


Провинция Мерсин


Близ Кемера


На улицах Газиантепа


Трасса Антакья-Самандаг


Тоннель через горы Кахраманмарш



Шанлыурфа


Эгридир


Трасса на Мерсин


Дорога через стены крепости Аланьи


Каппадокия


Деревушка курдов


Строящаяся магистраль в провинции Хатай


Дорожка под внушительным углом вдоль вил, среди которых отличный отель Cachet


Дорога на Диярбакыр


Трасса по побережью Антальи


Долина Ихлара


На набережной Аланьи


Горы провинции Адьяман


Каппадокия


Трасса Аксарай-Конья


Мост через реку Кяхта


Сирийские равнины


Трасса Диярбакыр-Мардин


Вдоль границы с Сирией


Ночная Аланья

При этом очень часто турки второстепенные дороги укладывают плиткой, причем не 100 метров, а километры и десятки километров(!), стоит ли говорить, что это не та плитка, что в Москве, здесь она хорошего качества





Платные дороги в Турции

В Турции есть платные дороги, но ими охвачена небольшая часть страны. Увидеть их вы можете только в районе Измира, между Стамбулом и Анкарой по кратчайшему маршруту, от Анкары до Аданы и от Мерсина до Шанлыурфа. В туристических местах трасс почти нет, и вы едва ли будете на них заезжать.

Однако, если будете, то вы получите некоторое сокращение времени в пути и определенность в скоростных ограничений. Платные трассы это почти везде 120 км, а с учетом нештрафуемого лимита - 132, хотя камер тут нет и вообще можно гнать хоть 150. Цена за проезд же весьма маленькая. Лично я проехал по платным дорогам км около 1000 км, раз 7-8 заезжая на них, а заплатил в итоге всего 4.5 доллара за все.

При въезде вам нужно выбрать систему оплаты - OGS или HGS. Первая, насколько я понял, это больше на местных и по номерам. В случае HGS у прокатных машин на лобовое стекло клеится специальный стикер. На специальном счете лежат деньги, которые списываются при проезде. Если ничего этого на вашей машине нет (вы приехали на своей), то на почте можно купить наклейку, зарегистрировать ее, положить немного денег и ездить. Еще можно ничего не класть и не клеить наклейку, но на оплату у вас будет 2 недели, а дальше штраф. Проезд же выглядит максимально просто - вы проезжаете через OGS или HGS со скоростью 30-50 км, шлагбаумов там нет, людей тоже, точно не застрянете.

В общем, если встретите платную трассу - заезжайте, по карману это не ударит точно.

Правила движения в Турции

Никаких особенностей в Турции нет, все правила понятны и доступны. Единственное слово, какое вам будет попадать на дорогах - это Dur - Стоп. Кстати, остановка тут произносится как "Дурак". Из местных особенностей я бы отметил только приоритет на круге. При круговом движении обычно приоритет у тех, кто уже на круге, в Турции же ощущение, что приоритет у въезжающих, либо это правило банально не соблюдается.

Еще один момент, отличный от того, что мы привыкли - это мигающая красная стрелка на поворот. Часто на перекрестке у тех, кто едет прямо красный сигнал, а у поворачивающих мигающий - это значит, что можно совершать маневр, но убедившись в его безопасности. То есть, езжайте, то будьте внимательны. Таких мигающих красных достаточно много, например, в месте пешеходных переходов, то есть, вас там не останавливают, но обращают внимание на возможных пешеходов.

Ну и в городах следите за стрелками на дорожном полотне, часто полосы бывают только на поворот или на движение прямо и, обнаружив это, приходится нарушать, перестраиваясь через сплошную. В этом Турция очень похожа на Европу, где уличное движение достаточно сложное.


В провинции Анталья и по соседству по дорогам разгуливает много черепах


По скоростным режимам. В городах на въезде обычно висит знак сколько там можно ехать. Обычно это 60 км, но бывает и 50, бывает 70, 80 - вообще не угадаешь. Вне города обычно можно ехать 90, если нет других знаков. На трассах, обозначенных буквой D чаще всего разрешено ездить 110.И на платных магистралях 120. Нештрафуемый порог - превышение в 10%. Кое-где встречаются ограничения в 82 км, что бы 90 еще было допустимо. Однако реально понять где сколько можно ехать очень сложно. По местным лучше не ориентироваться, они ездят обычно гораздо быстрее даже указанных ограничений. Поэтому старайтесь соблюдать 60-90-110-120 и немного сбрасывайте скорость при виде камер или полицейских машин, тогда точно штрафов не будет.

Вдоль турецких дорог

Турция хоть и находится на востоке, но от восточных стан сильно ощущается. Как минимум, дороги здесь обычно прокладывают не через населенные пункты, а вдоль дорог не строятся небольшие городки, живущие за счет придорожной торговли. Поэтому в 80% случаев вокруг вас будет природа - горы, море, равнины, леса и тд. Исключение - путь от Антальи до Алании, вдоль этой трассы много населенных пунктов.


Предгорья турецкого Курдистана


Береговая линия в провинции Мерсин


Античная гробница недалеко от дороги


Лес после летних пожаров


Козы по встречке


Плантации бананов между Аланией и Анамур


Улочки Учхисар


Помидоры


Горная газель среди низкорослых деревьев


Каппадокия


Индюшачья ферма в провинции Кахраманмараш


Какая-то очередная крепость на горизонте


Трасса через Кызкалеси


Сельджукский караван-сарай в Аксарае




Лавчонки местных в Аланьи


Вечерний туман в Анталье



Утренний туман в Анталье


Молодые ёлочки в провинции Конья


Вездесущие коты

Вблизи населенных пунктов местные крестьяне могут продавать плоды своего труда - апельсины, бананы, арбузы, рыбу, орехи, помидоры, яблоки и тд.


Оливки, маслины и яблоки


Фруктовый развал


Связки бананов


В районе Коньи проезжающих активно зазывают на чай




Горы яблок на берегу озера Эгридир



Езда турок

Турки неагрессивные водители, шашечки, дикую езду и непрекращающийся звук клаксона вы тут вряд ли увидите. Даже если вы тащитесь медленно, вас объедут и не будут подгонять. В ночи вам просто моргнут фарами, и даже если вы не уступите, будут спокойно ждать шанса обогнать вас. Если сам турок тащится, он скорее всего поедет по обочине и сделает все, чтобы вас пропустить. В горочку вы можете встрять за еле двигающимся грузовичком, но при первой возможности он вас пропустит. Все крайне доброжелательно.


Алания


Искандерун

Не могу сказать, что турки любят гонять, скорее они ездят быстрее среднего, но это до 100 км, выше этого предела ездят уже немногие. Еще турки любят проезжать на загоревшийся красный в городах, это да. Ну и перестраиваться и без поворотника они тоже могут, речь не идет о том, что он перестроится и создаст аварийную ситуацию, нет, это будет происходить, когда у вас полно времени среагировать.


Трасса Алания-Мерсин


Иранская фура в потоке


Цветная капуста поехала


Правила дальнего/ближнего света большинство понимает, а если что, никто не буйствует.


В горах Адьямана

Проехав больше 10 тысяч км по Турции, я видел всего несколько аварий, что все-таки говорит об уровне местного вождения

В целом, вождение в Турции гораздо комфортнее, чем у нас. А если в городах это прям стресс, тот тут вы отдохнете. Поэтому начинающим и неуверенным водителям Турция будет в радость.

Полиция и камеры на турецких дорогах

Чаще всего вы будете видеть на дорогах не полицию, а картонки с изображением полицейской машины и полицейского, их реально много, каждые 15 км точно, если едете не по скоростному шоссе. А вот живой полиции мало. Чаще всего это блокпосты на въезде в город, но бывают и патрульные. Некоторые просто стоят, а некоторые ловят на радар. При этом картины, что полицейский в кустах стоит с радаром вы не увидите, тут работает другая схема.









Она заключается в том, что сначала вы проезжаете полицейскую машину, а иногда и обычную гражданскую. Едете еще км 5-10, а дальше вас останавливают уже. Суть в том, что у первых на лобовом стекле стоит радар, который передает информацию на планшет следующему патрулю. Вот это и есть главных страх на турецких дорогах. И если полицейские машины еще видно и всегда можно перед ними притормозить, то вот обычные машины выдает только расположение. Они обычно стоят лобовым стеклом на встречу потоку (по твоей полосе, а если дорога узкая, то и на противоположной). Конечно, это бросается в глаза, но вблизи населенных пунктов таких подозрительных машин много, часто приходится притормаживать. И пару раз я видел уже второй, заворачивающий патруль, искал где же их коллеги и ничего не находил. Тут еще проблема, что по такой схеме вас сложно предупредить другим участникам движения. Мало кто будет выискивать машины с радарами на встречке. Если все будет совсем очевидно, скорее всего моргнут, а в остальном рассчитывайте только на себя. При этом, если вы все-таки нарвались на радар и проехали его, часто можно сменить маршрут и не попасть в лапы их коллег, стоящих на значительном удалении.


В белой машине на встречной полоса установлен радар


Радар в машине на встречной полосе, но ловит он машины идущие по моей стороне


Через 5 км всех пойманных отлавливают в потоке


Полиция на выезде из Бейшехира


Второй патруль в районе Эгридира


Загончик для превысивших на дороге Испарта-Денизли


Радар в полицейском джипе


Второй пост на подьезде к Денизли


Машина-радар

Я в такие засады ни разу не попал и еще ни разу не получал штрафы, но достаточно много таких засад есть на трассе от Кайсери (Каппадокия) до Денизли (Паммукале), порой встречается в Анталье, но не очень часто. На Востоке страны за Мерсином я не видел радары ни разу.


Автоматический измеритель скорости. Пишут, что он тоже может передавать данные о нарушениях

Помимо радаров на дорогах часто встречаются камеры, правда, камеры не боковые, как мы привыкли, а большие конструкции, нависающие над всеми полосами сразу. Только в совсем пустынных районах и на полупроселочных дорогах их нет. Однако местные эти камеры игнорируют, очень редко когда кто-то сбавляет. Причин этого я не знаю, разве что этот тип камер не замеряет скорость, а просто контролирует ситуацию на дорогах. Однако я перед ними всегда тормозил.



Более привычные нам камеры на обочинах можно изредка встретить в крупных городах, но там и разогнаться сложно.

Заправки в Турции

С заправками в Турции проблем нет, они встречаются достаточно часто и даже самые ноунейм заправки выглядят более чем современно. Ощущение, что там законодательно заставили ставить только новые колонки, чтобы не было обсчета. Этому же служат и некоторые другие правила.



Монополий на топливо в Турции ни у кого нет, поэтому названий заправок много. Часто встречаются BP, Total, Shell и наш Лукойл. Из местных национальных часто можно увидеть Opet, Turkiye Petrolium и Ofisi, остальные обычно региональные.





Цена немного выше российской, обычно 55-60 рублей за литр. Однако турецкие заправки, кроме Opet и Ofisi часто предлагают скидки на газ и на дизель (в Турции он называется motorin). То есть, вы едете, а перед заправкой видите мигающее табло с ценой прилично ниже стандартной (10-15%). Если у вас машина на дизеле, то выгоднее заправлять на таких заправках. Но если у вас бензин, то цена везде плюс-минус одинаковая, хотя на французском Total, хоть на местном ноунейм. Точнее разница будет всего в пару копеек. При этом цены меняются каждый день и очень сильно зависят от курса национальной валюты. Дешевле заправки в пригородах и вблизи городов, нежели на трассах или в самих городах. В районе Антальи (+200 км) дешевых заправок мало, а вот уезжая подальше средняя цена падает.





Процесс заправки выглядит следующим образом. Вы подъезжаете к колонке, обычно там сразу 3-4 вида топлива, отдельно стоят только газовые. К вам сразу подходит сотрудник, который сначала вбивает на специальном устройстве номер вашего авто. Сделано это, возможно, как для того, чтобы подтвердить факт заправки здесь, так и чтобы не уехали без оплаты. Дальше он подходит к колонке, вы говорите ему сколько литров и чего залить. Я просто выучил турецкие цифры типа 20-15-10. Еще можно говорить на сколько залить, типа, на 200 лир. Он вставляет пистолет, набирает на табло нужные значения и все. Если вы хотите расплатиться карточкой, то дальше вы идете в магазин при заправке и там оплачиваетесь. На мониторе на кассе виден номер вашего авто. Вам дают два чека, один отдаете заправщику, а один забираете себе. Заправщик же обычно отдает вам чек, где указан номер вашего авто, сколько налили и сколько это стоило. Но на простеньких заправках, процедура эта может сокращаться. За заправку я ни разу ничего не давал, да и этого не ожидают. Если же оплатить вы хотите наличными, то обычно платите напрямую заправщику, он даст сдачу, если нужно, и также даст чек.

В общем, с заправками в Турции все цивилизованно. До скольки они работают не скажу, самое позднее я заправлялся в 10 вечера - сотрудники были, думаю, они там ночуют.

Также на большинстве заправок есть возможность самостоятельной мойки авто. Цена жетона около 50 рублей

Навигация по турецким дорогам

Обычно все указатели на дорогах присутствуют, для поездки в крупный город можно даже обойтись без навигатора. При поездке прям в центр города смотрите знаки съезда с трассы "Sehir Merkizi" (Центр города). Достопримечательности все отмечены коричневыми знаками. О крупных объектах вас предупредят еще километров за 50, о совсем мелких только за пару. Я в поездках обычно пользуюсь Google картами, если нет интернета, то оффлайн-версиями, этого точно хватит




В провинции Хатай


Указатель на ассирийский монастырь


Указатель на Ирак




Указатели на Памуккале и на Афродиас


Вдоль границы с Сирией

Парковка в Турции

Турция достаточно комфортная страна в плане парковки. Обычно где-то встать проблем нет и не нужно втискиваться, места есть и в центре города и вблизи достопримечательностей. В крупных туристических городах в центре могут быть парковщики. Бегать за ними не надо, они сами подойдут. Цены невысокие, например, три часа парковки в центре Аланьи стоят всего 10 лир, около доллара. После 8 вечера парковка бесплатна. Но часто парковка вообще бесплатная. У достопримечательностей в 99% случаев парковка бесплатна и там вообще нет с этим проблем. Исключение только Каппадокия, где много туристов. Просят за стоянку 5-10-20 лир, но обычно можно встать чуть подальше на пустыре. Полиция и эвакуаторы в Турции не зверствуют (если вообще охотятся за припаркованными машинами). Еще пара месте, где брали плату за парковку - древний город Олимпос недалеко от Кемера, и площадка перед входом в крепость Аланьи. Ну и у частных достопримечательностей парковка может быть платной, например, пещера Дим в Анталье. По совокупности же проблем с парковками в Турции нет (не говорю только про центр Стамбула, там реально труба).


Парковка у Туннеля Тита Ливия


Парковка в зоне отелей Аланьи


Платная парковка перед крепостью Аланьи


Платная парковка у подземного города Каймаклы

Достопримечательности

Стоит ли говорить, что машина - это ключ к тому, чтобы увидеть Турцию. Конечно, многое есть в городах и между ними ходят автобусы и летают самолеты, но горы, пещеры, древние города, крепости и многое другое без машины не увидеть. В Турции есть очень много что посмотреть, буквально каждые 10 км, а в некоторых регионах и меньше, есть какой-нибудь древний город, гробница или замок. С машиной в любой части страны вы можете увидеть тысячи достопримечательностей или, хотя бы, красивых мест.


Акведук древнего города Антиохия в Антакье


Античный театр древнего города Себасте у трассы


Очередная башня в горах у Кызкалеси


Tags: Турция, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Турция” Tag

promo think_head june 19, 2021 22:32 53
Buy for 30 tokens
Отправляясь в путешествие по России, я искал автомобиль, который не испугают наши дороги. Речь, конечно, не шла про полное бездорожье и непроходимые леса, горы и реки. Однако путешествие должно было быть комфортным и полностью безопасным в тех условиях, что обычно у нас есть. Для этого я сел за…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “Турция” Tag